Судебный прецедент по страхованию грузоперевозок
Экономика и жизнь,
30 января 1999 г.
Пусть проигравший плачет 1531 просмотр
Порой в конфликтных ситуациях все кажется просто: есть виноватые и потерпевшие, факт неправомерных действий налицо. Кажется, так просто с виновной стороны взыскать потерянные средства. Но часто из-за незнания действующих нормативных актов потерпевшие спотыкаются, как говорится, на ровном месте. И плакали их почти что верные денежки.
Именно об одной из таких историй (прошедшей все без исключения этапы арбитражного разбирательства), связанной с перевозкой грузов и его страховкой пойдет речь ниже. Все начиналось прозаически. Предприниматель А (в данном случае грузоотправитель) направил предпринимателю В (грузополучателю) несколько десятков тонн свежемороженой рыбы. Товар предприниматель А застраховал. При его перевозке автотранспортом, принадлежащим грузоперевозчику-автопредприятию, говоря сухим языком ГИБДД, произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой частичное повреждение и порчу груза. Получивший товар предприниматель В оплатил его, естественно, по факту. Понесший потери предприниматель А обратился в страховую компанию, и та выплатила ему положенное страховое возмещение. Дальше начинается “поэзия” судебных разбирательств. Страховая компания обращается в арбитражный суд с требованием о возмещении ущерба к виновной стороне — автопредприятию-перевозчику. Суд первой инстанции иск удовлетворил, сославшись на статью 796 Гражданского кодекса РФ (“Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа”) и пункт 1 статьи 965 (“Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (субрагация)”). Суд апелляционной инстанции данное решение отменил и в иске отказал. Основной аргумент при этом был следующий: в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила) у грузоотправителя, т.е. предпринимателя А, отсутствует право на предъявление иска к перевозчику. А раз так, то такое право не могло перейти и к страховщику. Суд кассационной инстанции постановление апелляционного суда отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции. Судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа признали применение Правил неправомерным, так как, по их нению, отношения сторон вытекали из договора страхования, а не из договора перевозки. Наконец это дело рассмотрел Президиум Высшего Арбитражного Суда. Результат следующий. Постановление кассационной инстанции отменено, решение апелляционного суда оставлено в силе: страховой компании в иске к перевозчику-автопредприятию отказать! Логика членов президиума железная. Прежде всего они приняли во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 965 ГК РФ “перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки”. А как же оно регулируется? Параграфами 2 и 5 раздела 11 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, предусмотрено: претензии и иски к автомобильному предприятию в случае недостачи, порчи или повреждения груза предъявляются грузополучателем. А сейчас внимание — здесь скрыта истина. Статьей 161 Устава автомобильного транспорта предусмотрена возможность передачи права на предъявление претензий и иска грузополучателем грузоотправителю. Однако это должно удостоверяться переуступочной надписью на товарно-транспортной накладной. На представленной суду товарно-транспортной накладной такая надпись отсутствует. Все — финита ля комедиа. Дальше логика очевидна. У грузоотправителя не имелось права на предъявление претензии и иска к перевозчику о возмещении убытков. Следовательно, и право от грузоотправителя к страховой компании перейти не могло. Естественно, при таких обстоятельствах исковое требование удовлетворению не подлежит. Данная история в очередной раз доказывает, что незнание законов обходится очень дорого. Заключи страховая компания договор с грузополучателем — предпринимателем В, и у судей никаких вопросов не возникало бы . Но даже заключив договор с грузоотправителем, страховщику можно было предусмотреть в договоре пункт, по которому ответственность страховой компании возникает только после соответствующих переуступочных надписей на товарно-транспортной накладной. Наконец, участники операции могли заключить между собой тройственный договор. Есть и другие варианты. Перефразируя, можно сказать: знания — сила. И большие деньги.
В.Головачев, обозреватель “ЭЖ”
Вся пресса за 30 января 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
15 августа 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 15 августа 2025 г.
Из-за взлома американской UnitedHealth утекли данные 193 млн человек

|
|
ГТРК Воронеж, 15 августа 2025 г.
Почти 9 тыс. обращений рассмотрели в контакт-центре в сфере ОМС Воронежской области

|
|
ТАСС, 15 августа 2025 г.
Число проданных «коротких» полисов ОСАГО за семь месяцев составило 2,9 млн

|
|
Коммерсантъ-Самара, 15 августа 2025 г.
В Оренбурге двум мошенникам, которые инсценировали ДТП, заменили условный срок реальным

|
|
Коммерсантъ онлайн, 15 августа 2025 г.
В МВД «Ъ» заявили, что пока не проверяют ОСАГО с помощью камер

|
|
РИА Новости, 15 августа 2025 г.
Минимальная страховка за 3 дня на Аляске обойдется россиянам в 600 руб. - эксперт

|
|
НТВ, 15 августа 2025 г.
Получали деньги за ДТП: членов банды автоподставщиков судят в Нижнем Новгороде

|
|
CNews.ru, 15 августа 2025 г.
Bell Integrator FabricaONE.AI реализовала проект по разработке специализированного ПО для российской страховой компании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 августа 2025 г.
Рынок M&A в страховании: активность достигла минимума за более чем десятилетие

|
|
Коммерсантъ-Кавказ, 15 августа 2025 г.
Число застрахованных фермеров на Ставрополье удвоилось за три года

|
|
Forbes, 15 августа 2025 г.
Berkshire купила долю в UnitedHealth за $1,6 млрд и продала — в T-Mobile за $1 млрд

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 августа 2025 г.
Кэптивные страховщики США сохраняют лидерство, несмотря на падение прибыли

|
|
Автоновости дня, 15 августа 2025 г.
Названы самые неугоняемые автомобили в России. Список из 29 моделей, которые не нужны угонщикам

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 августа 2025 г.
Морское страхование корпусов и машин: конфликты усиливаются, но рынок остаётся мягким

|
|
PenzaNews, 15 августа 2025 г.
Осужденного за покушение на мошенничество в сфере страхования Сергея Ванюшина лишат депутатских полномочий

|
|
Башинформ, Уфа, 15 августа 2025 г.
В Башкирии супругов осудили за махинации с медполисами

|
|
Агроэксперт, 15 августа 2025 г.
Аграриев РФ призвали начать подготовку к страхованию под урожай 2026 года

|
Остальные материалы за 15 августа 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|